Несмотря на тривиальность и примитивность устройства механического ручного тормоза, гениальные конструкторские умы мировых производителей авто до сих пор не могут найти ему достойную замену. И пока мы продолжаем пользоваться стандартным рычагом с правой стороны от сиденья, будет уместным рассказать о способах продления жизни этому простому, но очень важному механизму.

Устроен «ручник» достаточно просто. Рычаг (иногда это может быть педаль) соединяется системой тросов с тормозным механизмом задних колес автомобиля. Натягивая рычаг, водитель зажимает тормозные колодки, а зубчатый механизм (храповик) надежно фиксирует рычаг в нужном положении. Чем сильнее мы натягиваем ручку тормоза, тем крепче колодки зажимают колесный диск (или барабан).

В конструкции нет ничего сложного, но, к сожалению, она имеет множества слабых мест. Любой опытный водитель знает, как легко можно «сорвать» ручник одним неправильным движением.

Езда с натянутым ручным тормозом

Неслучайно на приборной доске имеется отдельная лампочка, которая загорается, когда машина стоит «на ручнике». Нередко к ней добавляется специальный звуковой сигнал. Но и эти меры предосторожности не всегда спасают от езды на стояночном тормозе. Водитель спохватывается лишь через несколько километров, когда начинает понимать, что машина едет как-то странно, как будто бы ее что-то держит.

Зажатый тормозной диск (или барабан) мгновенно перегревается. И чем быстрее и дольше вы едете, тем больше вероятность, что тормозной механизм деформируется и сломается.

Немного натянутый рычаг

Не до конца приподнятый рычаг ручного тормоза – еще одна ловушка для водителя. Хороший «ручник» удержит автомобиль и на пару щелчках. Но это удержание ненадежное, и если авто находится на наклонной плоскости, то может покатиться в любой момент. А на что способен автомобиль, решивший проехаться без водителя, мы все прекрасно знаем. Особенно если это происходит на автостоянке или рядом с оживленной трассой.

Торможение стояночным тормозом на ходу

К этому трюку любят прибегать уличные гонщики (или обычные люди, считающие себя таковыми), которые хотят продемонстрировать эффектные заносы с визгом резины и дымом из-под колес. Но вот только активация «ручника» на полном ходу может закончиться очень плачевно. Один из вариантов – внезапная полная блокировка всей задней оси. Машина в этом случае легко может уйти в неуправляемый занос. А если к этому добавить мокрую или обледенелую дорогу, то возможны еще худшие последствия.

Холодное время года

Не стоит оставлять машину «на ручнике» в лютый холод на долгое время. Тормозные колодки обязательно примерзнут к диску, а вы, не заметив этого, можете легко сорвать механизм. Если же подобная неприятность все-таки с вами приключилась, то движение можно начинать, только после полного «оттаивания» тормозной конструкции. Ускорить процесс поможет обычный кипяток.

Отсутствие профилактики и своевременной диагностики

За состоянием ручного тормоза нужно внимательно следить. Проверяйте натяжку тросов и толщину «рабочей» накладки на колодках. Если этого не делать, то в один прекрасный момент ваш автомобиль, стоящий на «ручнике» покатится.

Не реже одного раза в месяц посещайте автомехаников, да и сами обращайте внимание на работоспособность «ручника».