Этот тип осветительного оборудования встречается как в дорогих, так и бюджетных автомобилях, а многие автовладельцы даже не представляют своей машины без ксенона! Однако не все водители до конца понимают, что такое ксеноновые фары, по какому принципу они работают и какими поломками характеризуются.
Первым серийным автомобилем с ксеноновыми фарами стал BMW 7 серии, выпущенный в 1991 году. Первоначально это решение не пользовалось большой популярностью по причине высоких затрат на производство. В настоящее время цена такого освещения несравнимо ниже, однако рынок наводнён массой контрафактных подделок.
Ксеноновые фары излучают свет, подобный естественному. Их основные преимущества проявляются после наступления темноты. Мощный свет качественно освещает дорогу, позволяя с большего расстояния видеть знаки, препятствия и возможные угрозы, а также делая автомобиль более заметным для других автовладельцев. Кроме того, белый со слегка голубоватым оттенком свет не утомляет глаза водителя. Ксеноновые лампы генерируют в два раза более яркий световой поток, чем традиционные галогенные. Поэтому, чтобы не ослеплять водителей, движущихся во встречном направлении, необходимо периодически регулировать фары.
Ксеноновые лампы заполнены газом (ксеноном), в связи с чем образование света в них происходит несколько иначе, чем в традиционных лампочках, оснащённых вольфрамовой нитью. Прохождение электромагнитных волн сквозь газ, заключённый в стеклянную колбу, обусловлено генерацией очень высокого напряжения, доходящего до 30 тысяч вольт. Высокое напряжение, необходимое для возникновения и поддержания электрической дуги, является причиной использования преобразователей напряжения. Ксеноновая технология нуждается в ощутимо меньшем (до 30 %) количестве энергии по сравнению с традиционным решением, использующим галогенные лампы. Прежде всего, этот факт положительно отражается на расходе топлива. Кроме того, ксеноновые лампы более долговечные. Если срок службы традиционных ламп H4 или H7 составляет примерно 300-400 часов, то «ксенонка» выдерживает до 3000 часов.
На наших дорогах встречается множество автомобилей, в которых традиционные лампы заменены на ксеноновые. Однако такая модификация влечёт за собой ряд изменений. Мало кто знает, что данная операция имеет опасные последствия. Каждый автомобиль имеет фары, омологированные для работы с определённым источником света. Установка лампочек другого типа нередко представляет угрозу для других участников дорожного движения. Дело в том, что галогенные фары имеют конструкцию, непригодную для использования газоразрядных ламп, что вызывает ослепление других водителей и потерю оптических параметров отражателей, не устойчивых к ультрафиолетовому излучению ксенона.
Каждая ксеноновая фара должна быть оснащена системой самовыравнивания освещения, адаптирующей её к переменам в нагрузке на автомобиль, и жиклёрами, предназначенными для предотвращения рассеивания светового луча в результате попадания грязи на фару. Как уже было сказано выше, ксеноновые лампы отличаются большим жизненным циклом, чем галогенные, но и стоят в несколько раз дороже. К сожалению, «ксенонки» плохо переносят частые включения и выключения, поскольку это сокращает срок их службы.