Существует негласный закон, которым непременно должны руководствоваться все автолюбители: действовать надо так, как определяет ситуация, возникшая на дороге в конкретный момент.
Это касается и торможения двигателем, по поводу которого многие автолюбители рьяно отстаивают свои точки зрения и создают дискуссии на различных форумах. Но в любом случае этим способом торможения следует пользоваться только в определённых ситуациях.

Некоторые водители под выражением «торможение двигателем», подразумевают следующее развитие: сначала торможение происходит бампером, после этого в процесс торможения вступает капот, за ним радиатор и только тогда двигатель. Конечно, это шутка. Причём не совсем удачная, так как описанная ситуация — это следствие аварийной ситуации, которую безусловно следует избегать.

Если у автомобиля внезапно отказали тормоза, то он становится угрозой для окружающих. Когда при неожиданном отказе тормозов все действия, предпринимаемые водителем, безрезультатны, тогда и необходимо применение способа торможения двигателем. Если тормозная система не выполнила свою функцию, можно снизить скорость машины при помощи двигателя.
Мы знаем, что если двигатель правильно отрегулирован, то он устойчиво работает на холостом ходу. При увеличении частоты вращения коленчатого вала и включенной передаче автомобиль начинает ускоряться.
Чтобы избежать этого и снизить скорость движения, необходимо отпустить педаль газа при включенной передаче. Именно это и называется торможение двигателем.
Однако при включенной передаче сложно снизить скорость машины двигателем до минимального уровня. Чтобы избежать этой проблемы и все-таки замедлить скорость движения, необходимо понизить передачу (ступенчато) до минимальной.

Что нужно делать для торможения двигателем с коробкой механикой?

Достичь минимальной скорости можно только на первой передаче и только на ней возможен максимальный крутящий момент двигателя, благодаря чему достигается максимальное ускорение при разгоне и максимальное замедление.
На четвёртой передаче легче достичь высокой скорости, но при этом будет минимальное замедление при торможении. Поэтому не стоит ждать, когда двигатель сам сможет достаточно замедлить машину на высокой передаче. Целесообразней будет быстро переключиться на третью, затем на вторую и, наконец, на первую передачу, тогда остановка автомобиля произойдёт гораздо быстрее. При таком торможении надо выждать момент, когда обороты двигателя опустятся до средних и ниже значений и только тогда включить пониженную передачу (невозможно добиться того, чтобы мотор работал на повышенных частотах вращения и одновременно переключиться на низкую передачу без последствий для коробки передач).
Кроме того, чтобы избежать рывков, необходимо аккуратно обращаться с сцеплением.

С автоматической коробкой передач в этом отношении все проще. Достаточно переключить селектор передач в режим ограничения или отключения максимальной передачи, либо перевести коробку передач в ручной режим (если позволяет ее конструкция) и включать низшие передачи вручную.

Применять торможение двигателем можно для исключения скольжения при гололёде или на другой скользкой поверхности.
Также желательно тормозить двигателем при затяжных спусках на зимней дороге. Ни в коем случае в такой ситуации не стоит притормаживать с использованием ножного тормоза. Поверхности колодок и дисков могут легко перегреться, в результате чего работа тормозной системы станет неэффективной, а тормозные диски даже может «повести».

Надеемся, что мы частично осветили вопрос правильного торможения двигателем, но будет лучше, если вы освоите его на практике. Пригодится всем.