О каталитическом нейтрализаторе многие слышали, но вот о том, где он находится и для чего нужен, знают не все. Нейтрализатор (автомобильный каталитический нейтрализатор выхлопных газов) появился вследствие заботы человека о сохранности окружающей среды. Исходя из названия, мы видим, что главная функция нейтрализатора – уменьшить вредное воздействие выхлопных газов на воздушное пространство, в котором все мы живем.

Теперь кратко об устройстве. Каталитический преобразователь выхлопных газов представляет собой металлический блок, который устанавливают непосредственно за выпускным коллектором или же на любом участке трубопровода до выхлопной трубы.

Внутри металлического корпуса находится специальная емкость, через которую и проходят выхлопные газы. На входе в нейтрализатор стоит специальный датчик, замеряющий состав отработанных газов.

Вообще, отработанные газы состоят из множества различных веществ, образующих в результате сгорания топлива. Большая часть выхлопа безвредна для окружающей среды и человека. Но в его составе есть три очень токсичных элемента: углеводороды, оксид углерода и оксид азота. Нейтрализатор необходим для очистки выхлопных газов от этих соединений.

Очищение происходит в тот момент, когда вредные углеводороды проходят через специальные сотовые (реже керамические фильтры), покрытые веществами-катализаторами.

Автомобильный поглотитель выхлопных газов – очень нежная деталь. Ее можно легко повредить, а ремонт будет стоить приличных вложений. Чтобы этого не произошло, давайте перечислим основные факторы, которые губительно сказываются на работе нейтрализатора.

Некачественное топливо

Проблемы с преобразователем могут начаться с некачественного бензина и желания водителя сэкономить. Бензин состоит из углеводородов и различных примесей. Состав этих элементов на разных заправках отличается: где-то бензин чище, а где-то грязнее. При сгорании некачественного топлива вместе с выхлопными газами выбрасывается большее количество сажи, забивающей соты катализатора.

Для нормальной работы нейтрализатора нужна определенная температура прогрева (не ниже 300 °C). Загрязненные поверхности катализаторов приводят к перегреву или же недогреву внутреннего блока устройства. В результате соты забиваются еще сильнее и начинают обгорать. Автомобиль теряет тягу, что сразу же замечает ее владелец.

Масло в выхлопных газах

Некоторые двигатели согласно инструкции просто обязаны расходовать незначительное количество масла. Это считается нормой и предусмотрено заводом-изготовителем. Но зачастую расход превышает норму, и смазка в прямом смысле вылетает в трубу. В нашем случае в выхлопную.

Далее, наблюдаем тот же сценарий, что и с некачественным топливом. Частички масла улавливаются катализаторами, соты забиваются и быстро разрушаются.

Присадки для двигателя

Все водители слышали, а некоторые даже и использовали, чудесные средства, призванные оказывать благотворное воздействие на изношенные двигатели. Это специальные присадки всевозможных мастей и видов, которые можно легко отыскать на прилавках автомобильных магазинов. Производители таких чудо-составов уверяют, что присадки способны уменьшить расход топлива, увеличить мощность мотора, а некоторые даже устраняют повреждения цилиндров и внутренних деталей двигателя.

Использовать подобные средства нужно с особой осторожностью. Некачественные присадки способны легко погубить нейтрализатор. Возможно, они и очищают топливную систему, устраняя задиры и микротрещины на цилиндрах, но в выхлопе могут появиться посторонние вещества. Далее, запускается уже знакомый нам механизм: несгоревшие частицы забивают нейтрализатор, что приводит к разрушению внутренних фильтров детали.

Присадки не понадобятся, если своевременно выполнять диагностику двигателя и устранять все возникающие неполадки.

Перегрев

Нейтрализатор, как мы уже говорили, начинает работать только при определенной высокой температуре. Но излишний перегрев также губит поглотитель выхлопных газов.

Чтобы не было неприятностей, бдительно следите за рабочей температурой вашего мотора. При появлении любых отклонений, тут же спешите в центр технического обслуживания. Там вам проверят систему охлаждения и устранят все возникшие неполадки.

Итак, нам теперь известны основные причины, приводящие к быстрому износу нейтрализатора. Своевременное посещение СТО и исправление любых даже незначительных дефектов в работе автомобиля, сохранит уловитель выхлопных газов и значительно продлит срок его службы.